Рекомендации по СРС

Содержание, цели и задачи курса: Методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов 4-го курса (немецкий язык)

Уважаемые студенты! Курс «Практика устной и письменной речи» на 4-м курсе изучается комплексно. Он состоит из 4 аспектов: ПУПР, домашнее чтение, чтение публицистических текстов, индивидуальное чтение. В конце года Вы должны представить следующие работы, выполненные самостоятельно: список прилагательных, характеризующих человека (прилагательные и наречия, описывающие черты характера, его поведение, внешность, поступки) – 120-150 единиц; методическую разработку по одной из изученных в течение года грамматических тем, которая включает дополнительный к изученному Вами теоретический материал (3-4 источника), аннотацию к прочитанному произведению художественной литературы, а также систему упражнений для работы с представленной грамматической единицей; методическую копилку с раздаточным материалом по всем изученным темам. Для успешного выполнения всех поставленных задач и, следовательно, достижения хороших результатов на экзамене, Вы должны уметь правильно организовать свою самостоятельную работу.

Аспект «ПУПР»
На 4 курсе Вам предлагается следующие темы для изучения: «Одежда и мода», «Времена года», «Свободное время», «Книги и библиотеки», «Еда», «Спорт»
На начальном этапе изучения темы Вам рекомендуется:

  • Активно усваивать изучаемые грамматические конструкции и лексические единицы, выполняя языковые и условно-речевые упражнения на подстановку и перифраз;
  • Составлять карточки по лексике на перевод;
  • Готовить раздаточный материал по изучаемой теме;
  • Выполнять упражнения группы А на самопроверку, предоставленные на Интернет-страничке сайта кафедры РГЯ и в Интернет-модуле;
  • Отчитывать и интонировать тексты на детальное изучения с целью дальнейшего соершествоания произносительных и аудитивных навыков и умений.

На этапе репродукции Вам рекомендуется:

  • Искать дополнительный материал по изучаемой теме в Интернете, а также в учебниках, изданных в Великобритании;
  • Работать над составлением ситуативных высказываний по предложенной теме с опорой на тексты;
  • Выбирать дополнительные лексические единицы из книг по домашнему и индивидуальному чтению;
  • Выполнять упражнения группы Б на самопроверку, предоставленные на Интернет-страничке кафедры РГЯ;
  • Слушать предложенные тексты из разработки И.С. Черкасовой для развития произносительных и аудитивных навыков (тексты можно получить на диске в ауд. 4-27);
  • Готовить и проводить фрагменты уроков для развития методической и профессиональной компетенций.

На заключительном этапе работы над темой Вам рекомендуется:

  • Подготовка материала для заключительной беседы по изучаемой теме: анализ, сопоставление и подведение итогов по всем пройденным аспектам, подбор специальных фраз и выражений, придающих речи разговорный стиль и делающих ее направленной на собеседника;
  • Выполнение заданий по письменной речи: изучение представленного образца письма или другого вида письменной работы, запоминание специфических для данного вида фраз и выражений. Выполнение творческих заданий по предложенной теме;
  • Выполнение домашнего теста на самопроверку, предоставленного на Интернет-страничке кафедры ГРЯ для проверки уровня готовности к итоговой контрольной работе по теме;
  • Составление фрагментов контрольной работы для проведения в классе как способа систематизации и повторения пройденного материала.

Внимание! Если предполагается подготовка и проведение проекта по данной теме, то Вам уже с первых уроков изучения темы рекомендуется более глубокое прорабатывание дополнительного материала, найденного в Интернете или других источниках по теме, обдумывание и составление высказываний согласно выбранной Вами роли и поставленными перед выполнением проекта целями.

Аспект «Домашнее чтение»
Работа над данным аспектом требует от Вас большой и серьезной самостоятельной проработки материала. Целью данного аспекта является подготовка к неподготовленному высказыванию, широкое использование лексических и грамматических единиц, изучаемых на аспекте «ПУПР». Поэтому при подготовке домашнего задания рекомендуется тщательная работа со словарем, поиск дополнительных лексических единиц, которые могут быть использованы на всех аспектах практики речи.

При составлении ситуативных высказываний рекомендуется использовать как можно больше новых лексических единиц, а также разнообразных грамматических конструкций с целью выведения их не только на репродуктивный, но на собственно продуктивный уровень.

При чтении художественного текста рекомендуется обращать внимание на прилагательные и наречия, описывающие не только внешность человека, но и его характер, поступки, и пополнять ими составляемый список. К итоговому контролю (зачет 1 семестр, экзамен 2 семестр) Вы должны уметь составлять на изучаемом языке аннотацию inhaltsangabe_2_.doc к любому прочитанному Вами произведению и уметь комментировать прочитанное по следующей схеме: 4_курс_ком.чт..doc\

Аспект «Газета»
Данный аспект является не менее важным в ПКИЯ, он включен в итоговый контроль. Газетные материалы подобраны так, что они соответствуют, как правило, изучаемой на данный момент теме. Поэтому следует очень внимательно работать со словарем для пополнения лексического минимума по данной теме. При чтении газетной статьи следует также обращать внимание на стиль написания и презентации материала, на жанр представленной статьи, сравнивать ее со статьями, прочитанными ранее и находить отличительные признаки этого жанра. Требования к реферированию газетной статьи Вы найдете под Основные клише к реферату газетной статьи

Индивидуальное чтение
Данный вид чтения полностью предназначен для самостоятельной работы. В ходе чтения книги Вам рекомендуется выписывать интересные с точки зрения разговорной речи словосочетания и устойчивые выражения, а также прилагательные и наречия, описывающие черты характера человека, его внешность и характеризующие его поступки. Вид отчетности предполагает составление аннотации inhaltsangabe_2_.doc на каждое прочитанное Вами произведение, характеристику главных героев каждого из них. Поэтому рекомендуется отчитываться по прочитанному 2 раза в семестр, чтобы была возможность исправить в дальнейшем допущенные в аннотации или характеристике ошибки. Такой вид работы с текстом выносится на экзамен, поэтому успешная его сдача целиком зависит от того, насколько успешно Вы смогли овладеть навыками составления аннотации и характеристики героев, выражая при этом свою точку зрения на проблему.

При разработке методического проекта, Вам следует четко понимать, для какой ступени обучения Вы составляете данное пособие, так как от этого зависит набор и сложность упражнений, которые будут включены в данную работу. Теорию и систему упражнений должна предварять вступительная статья, в которой будут даны рекомендации, кому предназначен данный материал и как с ним работать.
При составлении системы упражнений следует разделить их по разным уровням сложности, чтобы иметь больше возможностей индивидуализировать обучение при работе с учениками в классе. А также помнить, к какому минимуму – активному или пассивному – относится данная тема и в соответствии с этим строить систему упражнений.

При составлении списка прилагательных и наречий, описывающих черты характера человека, его поступки, следует разделить их на 3 колонки: положительные, отрицательные и нейтральные. Это облегчит в дальнейшем поиск необходимого слова и поможет сделать характеристику более правильной и полной.

С.Ш.Канатова 2009/10/27 17:33

You could leave a comment if you were logged in.