Немецкое отделение: содержание курса (5 курс)

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 5-го курса

Уважаемые студенты! Основная задача курса: систематизация и обобщение полученных знаний, совершенствованаие уровня сформированности коммуникативной и профессиональной компетенций.
Курс «Практика курс иностранного языка (ПКИЯ) как дополнительной специальности» на 5-м курсе изучается комплексно. См.УМ обеспечение
Он состоит из 4 аспектов: ПКИЯ, домашнее чтение, чтение публицистических текстов, индивидуальное чтение.
Аспект «ПКИЯ»
На 5 курсе студенту предлагается 4 темы для изучения: «Германия», «Путешествие», «У врача», «Театр, кино и современные СМИ».
На начальном этапе изучения темы студенту рекомендуется:

  • Отрабатывать вводимые грамматические и лексические конструкции, выполняя языковые упражнения на подстановку и перифраз;
  • Составлять карточки по лексике на перевод;
  • Готовить раздаточный материал по изучаемой теме;
  • Выполнять упражнения группы А на самопроверку, предоставленные на интернет-страничке кафедры ГРЯ;
  • На этапе репродукции студенту рекомендуется:
  • Искать дополнительный материал по изучаемой теме в интернете, а также в учебниках, изданных в Германии и Австрии;
  • Работать над составлением ситуативных высказываний по предложенной теме с опорой на тексты;
  • Выбирать дополнительные лексические единицы из книг по домашнему и индивидуальному чтению;
  • Выполнять упражнения группы Б на самопроверку, предоставленные на интернет-страничке и в дистанционном модуле кафедры ГРЯ;
  • Слушать предложенные тексты из «Задания по аудированию» для развития фонетических и слуховых навыков;

На заключительном этапе работы над темой студенту рекомендуется:

  • Подготовка материала для заключительной беседы по изучаемой теме: анализ, сопоставление и подведение итогов по всем пройденным аспектам, подбор специальных фраз и выражений, придающих речи разговорный стиль и делающих ее направленной на собеседника;
  • Выполнение заданий на формирование умений и навыков письменной речи: изучение представленного образца письма или другого вида письменной работы, запоминание специфических для данного вида РД фраз и выражений. Выполнение творческого задания по предложенной теме (проект индивидуальный или групповой, эссе, презентация);
  • Выполнение домашнего теста на самопроверку, предоставленного на интернет-страничке кафедры ГРЯ для проверки уровня готовности к итоговой контрольной работе по теме; предварительно Вы должны выполнить «Итоговый тест» на дистанционном модуле.
  • Составление фрагментов контрольной работы для проведения в классе как способа повторения пройденного материала.
  • Систематизация пройденного за 3 года лексико-грамматического и речевого материла в рамках творческих зданий, предлагаемых на дистанционном модуле.

Внимание! Если предполагается подготовка и проведение проекта по данной теме, то студенту рекомендуется самостоятельный подбор дополнительного материала на основе предлагаемых преподавателем ссылок на источники в интернете по теме, обдумывание и составление высказываний согласно выбранной им роли, тщательная подготовка презентации с соблюдением эргономических и методических требований к их оформлению.

Аспект «Домашнее чтение»
Работа над данным аспектом требует от студента большой и серьезной самостоятельной проработки материала. Целью данного аспекта является выход на неподготовленное высказывание, широкое использование лексических и грамматических единиц, изучаемых на аспекте «ПКИЯ». Поэтому при подготовке домашнего задания рекомендуется тщательная работа со словарем, поиск дополнительных лексических единиц, которые могут быть применены на уроках по практике речи.

При составлении ситуативных высказываний рекомендуется использовать как можно больше новых лексических, а также разнообразных грамматических конструкций с целью выведения их на продуктивный уровень.

При чтении художественного текста рекомендуется обращать внимание не только на прилагательные и наречия, описывающие характер человека, его внешность, поступки и пополнять ими составляемый список, но и определять роль различных стилистических средств, используемых автором для реализации идей своего произведения. Особое внимание следует обращать на жанр произведений, который и определяет особенности языка автора и выбор им соответствующих стилистических и языковых средств для реализации своего замысла. См. также:redemittel_zum_kommentierenden_lesen.doc

Аспект «Газета»
Газетные материалы подобраны таким образом, что они соответствуют изучаемой на данный момент теме. Поэтому следует очень внимательно работать со словарем для пополнения лексического минимума по данной теме. При чтении газетной статьи следует также обращать внимание на стиль написания и презентации материала, на жанр представленной статьи, сравнивать ее со статьями, прочитанными ранее и находить отличительные признаки этого жанра.
См.: zeitung_clem.doc

Индивидуальное чтение
Данный вид чтения полностью предназначен для самостоятельной работы студента. В ходе чтения книги рекомендуется выписывать интересные с точки зрения разговорного языка словосочетания и устойчивые выражения, а также прилагательные, описывающие черты характера человека, его внешность, поведение и т.д.. Вид отчетности предполагает составление аннотации на каждый прочитанный рассказ, характеристику главных героев каждого рассказа, анализ стилистических средств. Поэтому рекомендуется отчитываться по прочитанному каждый месяц, чтобы была возможность исправить в дальнейшем допущенные в аннотации характеристике и анализе ошибки. Такой вид работы с текстом выносится на экзамен, поэтому успешная его сдача целиком зависит от того, насколько успешно Вы смогли овладеть навыками составления аннотации, характеристики героев и стилистического анализа, выражая при этом свою точку зрения на проблему. За 5 курс вы должны прочитать в течение 2-х семестров 150 страниц (в первом семестре) и 75 страниц (во втором семестре)оригинального художественного текста, ни в коем случае, переводного из других языков.
См. также: Инструкция по сдаче индивидуального чтения на 5 курсе немецкий язык
Разрабатывая методический проект при подготовке к ГАК, Вам следует обратить внимание на следующее:

  • четко понимать, для какой ступени обучения Вы составляете этот фрагмент, так как от этого зависит набор и сложность упражнений, которые будут включены в него;
  • четко сформулировать цель и задачи на данный этап;
  • обратить внимание на лингвистические особенности языкового и речевого материала;
  • выбрать адекватные обозначенным выше условиям формы работы и систему упражнений. Теорию и систему упражнений должна предварять вступительная статья, в которой будут даны рекомендации, кому предназначен данный материал и как с ним работать.
  • При составлении системы упражнений следует разделить их по разным уровням сложности, чтобы иметь больше возможностей индивидуализировать обучение при работе с учениками в классе. А также помнить, к какому минимуму – активному или пассивному – относится данная тема и в соответствии с этим строить систему упражнений.

Обратите внимание также на перечень тем для повторения:
Темы для повторения

С.Ш. Канатова 2013/09/06